Лев на гербе Черногории.
Частенько в Черногории попадается на глаза царь зверей -лев, просто какие то каникулы Бонифация на Адриатике. Куда ни глянь стоит здоровенный котяра и даже иногда с крыльями. А если присмотреться этот кошачий расположился в центре черногорского Герба!
Немного поискав в нете информацию про этот символ, мы начинаем понимать , что это так называемый венецианский Лев или Лев святого Марка. И коль скоро Черногория была долгое время под властью Венецианской Республики, вроде все становится на свои места.
Лев святого Марка является символом евангелиста Марка, а также города Венеции, и одним из элементов флага итальянского флота.
Лев-Венеция-евангелист Марк-Иероним
Логическая цепочка приводит нас к связи Льва с евангелистом Марком — в ветхозаветной части Библии у Пророка Иезекииля имеет такой отрывок — И я видел: и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, А из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был как у человека;… Подобие лиц их — лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лицо тельца у всех четырёх и лицо орла у всех четырёх. (Иез. 1,4, — l,5; l,10.).
Также в Откровении Иоанна Богослова уже в Новом Завете ( Евангелие) есть параллельное место к этому стиху (префигурация)— И первое животное было подобно льву, и второе подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему (Откр. 4,7).
Точное соответствие отдельных библейских образов и реальных евангелистов имело место к началу IV века, когда Святой Иероним, создатель перевода Священного Писания на латинском языке- Вульгаты, обосновал его при помощи соответствующих мест из Евангелий. Символы четырех
евангелистов (бык, орёл и человек (или ангел)) Для Марка Иероним избрал начало его Евангелия: «Глас вопиющего в пустыне: „приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“ (Мк. 1,3).» — при этом громкий «вопиющий»
глас в пустыне раннехристианские теологи связывали с рычанием разъярённого льва.
Связь евангелиста Марка -ученика Апостола Петра, и Венецией тоже интересная.
В Венеции, начиная с 828 года, хранились святые мощи евангелиста Марка. Так как проповедь христианства в городах Венецианской лагуны напрямую связано с апостолом Марком, по инициативе дожа (князя) Джустиниано Партечипацио , они были тайно вывезены венецианскими купцами Буоно и Рустико из занятой мусульманами Александрии очень интересным образом. Евангелист Марк (первое его имя было Иоанн- а второе имя- Марко от слова «молот») погиб от рук язычников при проповеди Слова божия в Александрии.
В 310 году над мощами святого апостола Марка в Александрии была построена церковь. В 828 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверцы ,купцы решили спасти мощи святого от осквернения мусульманами и привезти их в Венецию.
Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. В последствии специально для мощей апостола Марка была построена базилика. Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco)— является сегодня кафедральным собором Венеции
Евангелист Марк по своему значению со временем вытеснил покровителя Венеции святого Феодора и становится первым её городским патроном.
Венецианская республика официально принимает название Serenissima Repubblica di San Marco (Светлейшая Республика Святого Марка), вводит Льва святого Марка в свой герб, в также — как знак своей власти — в герба всех городов и территорий, подчинявшихся Венеции. Именно он послужил прообразом «Золотого льва», главного приза Венецианского кинофестиваля, учрежденного в 1949 году.
Венецианский Лев святого Марка обычно изображался с раскрытой книгой, на страницах которой можно прочесть латинскую надпись PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Иногда, во время военных действий, в сочетании с военным флагом — или для венецианского военного флота — книга в лапе у Льва заменялась на меч. Видеть венецианского Льва — крылатого, с книгой в одной и поднятой как будто в приветствии другой лапой — можно во множестве местечек и самых укромных уголков самой Венеции, в её Дворце Дожей, на исторических полотнах и в городах бывшей сферы влияния этой морской республики.
Вернемся к переводчику Священного Писания Софро́нию Евсе́вию Иерони́му , так как именно он присвоил евангелисту Марку символ Льва.
Иероним покровитель переводчиков -перевел Библию на латынь и вылечил льва.
Иероним жил в Далмации и потом в Вифлееме . будучи иллирийским церковный писателем и аскетом он создал канонический латинский текст Библии. Почитается он и в православной и в католической церквах. Как передает нам Википедия ,Иероним был человеком большого интеллекта. Он изучал философию в Риме, где был крещен около 360 года уже в зрелом возрасте, хотя христианами были его родители. Со временем стал одним из самых образованных Отцов Церкви. В Риме он был возведен в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать.
Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей» В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык.
Прослеживается интересная связь , соединяющая Божьим промыслом Святого евангелиста Марка и его мощей в Венецианской Республике Святого Марка , великого деятеля христианской церкви Иеронима (Блаженного) , придавшего символ Льва именно евангелисту Марку, и собственно, самого Льва , который пришел в монастырь с раненной лапой к Иерониму.
Эта быль или легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал
больную лапу льва и вытащил из нее занозу.
После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова.
Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву
делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского). В связи с этой историей Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва. В окончании надо еще добавить , что лев очень часто встречается в текстах Библии- Священного Писания и даже описание трона великого царя Соломона имеет в конструкции изображения львов.