Покинутый Свач — хан Батый — Рашка
продолжение —начало
Начнем с того ,что я уже публиковал статью по поводу заброшенного или покинутого города Свач на малознакомом нашим туристам Шацком озере. Озеро известно среди орнитологов всея Европы как любимое место отдыха для чартерных перелетов очень интересных и редких видов птиц ( в том числе и краснокнижных). Здесь некоторые виды птиц зимуют. Еще тут нереально много рыбы и временами постреливают уток. Как все известно местность с 90% албанским населением, довольно спокойно, но без особой любви к сербско-черногорскому соседству и особого потока туристов тут нет- а это и хорошо для местной флоры и фауны. Правда наш любимый аликперовский Лукойл здесь неподалеку открылся уже давно.
Вернемся к сути вопроса. Дело в том, что знаменитый монгольский хан Батый- внук Чингисхана, не просто так
доскакал из наших поволжских и даже зауральских степей аж до нынешних границ с Албанией, да не один , а с многотысячной армией, разрушил Свач и сразу удалился назад в степи золотой Орды ( 4 000 км). Город пытались восcтановить , и даже просили денег у богатых венецианских купцов,но тщетно…
Теперь экскурс в историю, которой ,как известно, очень вредно пренебрегать. Свач (Šas —Suacium -Svač) — деревня в Черногории. Согласно переписи 2003 года население составляет 268 человек. Деревня расположена в регионе Ана Малит , к востоку от Улциня
.В непосредственной близости от деревни есть одноименное озеро Шацкое (Šas.)Поблизости городок- поселок Владимир, ранее обладавший огромным количеством укреплений и церквей , упоминается в летописи священников Дукля.
Считается, что покинутый и разрушенный Батыем Свач ( Svač )назван в честь Святого Астиуса (Astius). Латинская форма Šas / Svač Suacia формируется из аббревиатуры sanctus (Святой)-Су. и Astius. Комбинация Su + Astius образует Suastius, и через фонемы shift st → c, Suastius становится Suacius.
Святой Астиус
(Астерий) умер в 117 г. н.э. и был непосредственным учеником апостола Павла , который проповедовал Евангелие ( Новый Завет) на данной территории Римской Империи. Астиус (Астерий) стал официальным христианский мучеником , как и Святой
Стефан и почитаеться и Римско-католический и Православной церковью. Он был епископом Диррахия ( Dyrrhachium) , сейчас это город Дуррес в Албании. Он был распят римлянами во время гонений на христиан при римском императоре Траяне. Диррахия ( албанский Дуррес) был столицы Нового Эпира ( область Римской Империи), Знатные горожане ( типа Мэрия) принуждали Астиуса принести жертву языческому божеству Дионисию (Вакху), но их усилия остались тщетными. Когда воины пришли схватить епископа, ему было видение, будто он стоит на скале, облитой смолой и оливковым маслом, и кричит своему христианскому приходу: «Мне предстоит пострадать за Христа. А вы прячьтесь, где можете».
Святого Астия схватили и привели к правителю Агриколаю. Епископа били свинцовыми брусками и воловьими жилами, но он остался неколебим. Тогда судья приказал обмазать его медом, привязать к кресту и выставить под палящие лучи солнца за пределами города. Туча ос и мух налетела на святого и изжалила его до смерти. Так он удостоился мученического венца. Останки его были с почестями погребены святым Перегрином .Источник «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря
Вобщем казнили епископа Астиуса( епископ
-
ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий) , а в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства ) и вскоре назвали в честь него город Свач. Епископом (смотрящим) в Сваче был и Кесарь, упомянутый даже в Священном Писании( Святые апостолы от 70: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор были избраны и посланы Самим Господом Иисусом Христом для благовестия через некоторое время после избрания 12 апостолов (Лк. 10, 1 — 24). Вобщем не простой город.
Процветал город Свач ,так как находился на торговом пути между Ульцинем и Шкодером. Вскоре Свач стал печатать свои монеты .В 1183 сербский правитель Стефан Неманя захватил город .После чего Свач стал играть ведущую церковную роль в государстве Рашка под сербским правителением Ниемановичами.
В епархию входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (ныне Охрид в Македонии), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) , а позже еще и Хуновия (ныне албанская Буррели), Кроа (албанская Круя), Элисс (ныне албанский Лежа), Диоклея (ныне Подгорица), Скодра, Дриваст (ныне Дришти), Палата, Авлон (ныне албанская Влёра), Цериник, Пульхериополь и Градиций .
-
Сербская Королева Елена Анжуйская приказал реконструировать Свач в конце XIII века, после агрессии террориста Батыя. Елена проживала тогда в городе Улцинь . Однако городские структуры Свача начали разрушаться и в начале XV века, о чем свидетельствует письмо в Венецию в 1406 году написанное Архиепископом Свача, в нем он умоляет дать денег для ремонта стен города.В 1533 году генуэзцкий деятель Франциско
Джустиниани писал, что
- в Сваче были руины 360 церквей и часовен. В 1610 Архиепископ Antivari Марин также писал, что Svač содержит такое же количество церквей, как было дней в год. Крупнейшие церкви в Сваче являются:
- Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя (соборе Св. Йована Krstitelja) – романский собор расположен в самой высокой точке города. Он был построен в 1300, согласно надписи, найденной на его фасаде. Основываясь на фрагментах, остававленных на своей западной стены, предполагается, что церковь была построена на старой церкви, который был разрушен монголами.
- Церковь Святой Марии (Црква sv. Марие) – Францисканская церковь в готическом стиле расположен на плато в нижней части города. Полагают, была построена после 1300.
Основываясь на археологических исследования, в Сваче практиковались некоторые языческие славянские ритуалы, такие как «Тризна» (погребальный обряд), сосуды помещенные в могилах Свача, находят и в албанской городе Лежа . Это достаточно четко подчеркивает раннее Православное христианство в Сваче, согласно ритуалам по иконоборческий правилу.
Византийский стиль горшков, датируемый второй половины XII века появляются в Сваче, аналогичные тем, которые найдены в современной Болгарии. Однако почти все кухонные керамики в Сваче принадлежат к римско-католическому культурному фонду. Однако к концу существования города происходит заметное присутствие импортируемых горшков, возможнj венецианского происхождения. Эти горшки несут поразительное сходство с древней посудой в хорватской Истрии и Далмации.
Все найденные амфоры византийского происхождения в промежутке между 6 и 12 веками. По моим данным в Сваче найдены
около тридцати
хорошо сохранившихся монет. Две являются представителями периода Рашки Ниемановичей, несколько византийских, начиная с последней четверти XIV века, три из которых были отчеканены в Баре и Которе, две в Шкодере и несколько из незнакомого города, но возможно Улциня. Два венецианские монеты середины 16-го века, одна из которых была отчеканена в Которе, и две других с XVIII и XIX веков. Другие монеты не смогли классифицировать. Из 30 монет , одна монета была из золота, две серебянные и остальные из бронзы или меди. Известно, что Свач чеканил собственную монету в XV веке. На своих монетах крепость изображена с колоннами и скульптурами в стиле Ренессанс. Окончательно город был разрушен турками в 1571 и древний Свач окончательно был покинут.
Осколки керамики, украшенная волнистыми и вертикально линиями, нарисованными на фасадах Свача и его керамике предлагает славянскую миграции из региона Дуная в Шкодер. Этот стиль керамики появляется около начало VII века, происходящих из районов Вены и Братиславы.
Теперь копнем глубже , и анализируем информацию из свежих археологических раскопок. В данной таблице одни из первых дуклянских королей.
Кстати пригород Подгорицы -старинная Диоклетия (от Docleatae — слова, которым в Риме обозначали племена иллирийцев), в славянское время получивший название Дукля. Исследователи Свача предполагают ,что город процветал при Михайло Воиславлевиче.
Портрет | Имя | Правление | Территория | Примечания |
---|---|---|---|---|
изображения нет |
Князь Стефан Воислав (Доброслав I) | 1018 — ок 1050 | Дукля | Сын Драгомира. Основатель династии Воиславлевичей. |
Михайло Воиславлевич | ок. 1050—1081 | Дукля | жупан 1050—1077, король 1077—1081 | |
Константин Бодин | 1081 — 11011072 | Дукля Болгария |
В 2012 году археолог Младен Загарчанин вследствии новых раскопок и изучения интерьера церкви Святого Иоанна, а также епископского дворца в Сваче, произвел несколько открытий полезных для понимания функции этого загадочного города в период с шестого по пятнадцатый века нашей эры.
Неизведанный нижний город
В первую очередь были изучены несколько крупных сегментов в полностью неисследованной нижнего части города, которые продолжается на большом плато, на южной стороне Верхнего города. В настоящее время это видимая крепость с башнями, стенами и различными архитектурными формами в пределах квадрата, который находится в наивысшей точки возвышения, которое доминирует над Шацким озером .
Археологам стало ясно , что Свач обладал тогда большей силой и властью чем средневековый Котор. На картах хорошо видна крепостная центральная башня Свача.
После предыдущего очистки земли и позиционирования зондов, археологи начали раскопки большого оборонительного узла Нижнего города, который как оказалось, тянется на несколько сотен метров вдоль края искусственного уровня скалы, на которой он начал развиваться из построек верхнего города в начале византийского периода.
Хотя на протяжении столетий четко видимые границы стен стерлись, ученые смогли раскопать маршруты городских улиц и башен нижнего города и примерно обрисовали его размеры. Теперь появились доказательства о большой и сложной инфраструктуре города . Всего Нижний город занимает 4 гектара на 99% неизвестного в археологической науки слоя.
Триумфальная Арка
Величайшим открытием в этой части исследования является обнаружение главных ворот Нижнего города -своеобразной Триумфальной Арке. Очевидно она была построена для торжественных целей и мероприятий.
Археологи нашли здание исключительной архитектурной ценности в разрушенном слое конце 7-го века. Это были триумфальные входные внутренние пилястры, которые поддерживали сводчатый потолок. Найдено большое количество фресок, по которым сделали вывод, что внутренние проходы помещения расписаны, в то время как другие археологические слои были датированы уже концом 11-го века в период правления короля Бодена .
В арочные канале, по-видимому небольшой часовне были обнаружены склеп, датируемый 12 веком , а также кладбище, расположенное на южной стороне склона.
Это означает, что в настоящее время раскопано очень важное, чтобы не сказать священное место, расположенное в окружении священных объектов троно-монастырского комплекса того периода. Первый и единственный идентифицированным объектом в здании церкви является небольшая мемориальная часовня, расписанная снаружи. Эта часовня устроена для размещения в ней саркофага , в котором был похоронен наверняка очень важный на тот период человек, возможно, король или епископ.
Таинственные гробницы
В гробницах кладбища ,начала 12-го века, нашли роскошную византийскую керамику, показывающую наличие чрезвычайно дорогих импортных товаров из Константинополя , пряжку с львиными головами, части гребня из кости, стекла и большое количество фрагментов амфор.
В 1242 Свач был опустошен монголами Батыя, внука Чингисхана, они по традиции убили всех горожан, кстати в одном месте захоронения нескольких человек имели стрелу в области тела. Но царица Сербии Елена, лично обновляет народонаселение города и все его 365 церквей новой популяцией, которая прибыла сюда из окрестных городов и деревень. Среди церквей, построенных королевой Еленой Анжуйской,, наиболее важными были кафедральный собор святого Иоанна (возможно Йована Владимира, князя из Дукли) в романском стиле, строительство которого было завершено в 1300 году .
Академик Воислав Дж Korac считал , учитывая фрагменты, встроенные в западной стене, что ранее тут была церковь, которую, вероятно, монголы и уничтожили. А самая большая церковь Святой Марии, к северо-востоку от крепости, вероятно, построена после 1300 года во время правления королевы Елены- тогда в Сваче (Svač) чеканили собственную валюту с надписью «Sovaciicivitas»
Ученые исследовали около 50 могил с более чем 100 умершими и оказалось , что в этом, сформированном внутри разрушенного здания ,кладбищем с сохранившимися в некоторых местах этажами , около 70 процентов похороненных были детьми. Если есть такое большое количество похороненных детей в здании церкви, то согласно христианской догме, о том что дети безгрешные существа ,их всегда хоронили в церковных зданиях, в основном у алтаря, или жертвенника «.
Пока не понятно, почему в Сваче после восстановления, осталось так много разрушенных или брошенных объектов, если только это не какая-то очень существенная тема, связанная с культом мучеников, или какой-то войной дуклян против Византийской империи в 1035 и 1042 или династических конфликтов в дуклянском королевстве после смерти Бодена, или завоевания Дукли Неманья около 1183 года.
Вот тут надо подробно остановится на Рашке. Что за странная этимология этого названия страны и откуда?