Не мало статей книжек и всевозможных отзывов посвящены истории и архитектуре Черногории. Исторические казусы тонут в глубине тысячелетней черногорской летописи и вплывают иногда под пристальным исследовательским взором археолога или досужего эксперта. Интересно понимать ,что лежит в менталитете черногорцев. Тесное сплетение многих генетических ветвей разных народов и наций ,проживавших на территории этого уголка Земли , породили сложнейший калейдоскоп характерных индивидуальностей черногорских аборигенов.
Турки пассионарно продвигающие границы своей Империи сельджуков с библейских времен глубоко засеяли генетически территории от срединной Далмации ( Хорватия) до Албано-греческих границ. Византийцы прошлись по Побережью всей Бока-Которки и до Ульциня , строя торгуя и обучая местных новым технологиям эпохи Возрождения.
С Севера и Востока гигантское влияние оказали славянская Рашка и Дукля(единокровие с сербами). Наконец никуда не делись древние как камни Рисана иллирийцы- древнее племя пришедшее сюда с берегов междуречья . Сыны Иафета разделились на славян и иллирийцев уже после выхода народов праотца Ноя из Вавилонии и Ура.
Илирийские племена воевали и с Римом и с Дуклянами ,но взаимно влияли друг на друга в течении тысячелетий.
На примере фото материалов талантливого художника и мастера фотографии Стевана Кордича рассмотрим небольшой исторический период в жизни и истории Черногории с конца 18-го века до начала 21-го.
Для истории Черногории это один- два часа в годовом историческом цикле зафиксированной летописи исторического процесса.
Котор Собор Святого Трифона
Собор относится к памятникам архитектуры византийско-романского стиля. Но за долгую историю храм не раз перестраивался, так как часто разрушался после сильных землетрясений, поэтому некоторые элементы впитали в себя черты более поздних стилей, например, ренессанса и барокко. Известны катаклизмы 1537 года, 1563 года, в 1667 году были разрушены обе высокие колокольни, и их пришлось строить заново, причем, средств на восстановление не хватало, поэтому башни сегодня заметно отличаются друг от друга. А потом уже в наше время храм серьезно пострадал от разрушительного землетрясения 1979 года.
С фронтальной части собор Святого Трифона сегодня состоит из двух высоких башен (высотой 33 м и 35 м), соединенных аркой, которая образует портик над центральным входом. Центральный фасад также украшен красивым окном-розеткой. После многочисленных перестроек от первоначального храма многое не сохранилось — так был удален центральный купол и свод с западной стороны.
Официальной датой постройки храма считается 19 июля 1166 года (строить начали в 1124 году), однако, еще до его возведения на этом месте существовала старая церковь, также посвященная Святому Трифону. Первую церковь заложил в 809 году знатный горожанин Андрий Сараценис, выкупивший у византийских купцов мощи этого святого. Но она погибла во время сильного пожара, и горожане решили восстановить храм в честь своего святого заступника, но уже в более величественном виде.
Острова Святого Георгия и Богоматери на рифах
Остров Госпа од Шкрпела (Богоматери на Рифе) 1930-2012 гг.
Церковь на этом месте появилась далеко не сразу. Первоначально риф едва выступал над поверхностью воды, чтобы построить остров потребовалось почти 200 лет. Все это время около скалы затапливали старые, отслужившие свой срок, корабли, а также захваченные пиратские суда. Кроме того, городскими властями был принят закон, предписывающий каждому проходящему мимо кораблю кинуть в этом месте камень в море. Постепенно на месте небольшой скалы появилось насыпное плато площадью 3030 м².
Кстати, древний обычай кидать в воду камни у острова сохранился и поныне, в Перасте каждый год 22 июля проводится городской праздник Фашинада (fasinada) — все мужчины города садятся в ярко украшенные лодки и везут камни к подножию острова. Фольклорный праздник имеет и сугубо практическую цель — помогает остановить разрушение острова. Завершается праздник парусной регатой, в которой принимают участие лодки со всей Бока-Которской бухты.
Построенный остров получил название Госпа од Шкрпела, что означает «Богоматерь на Рифе (или на скале)» и происходит от латинского слова «scropulus» — «риф». На острове в 1630 году построили церковь Божьей Матери, чтобы она покровительствовала местным морякам в их опасных плаваниях. Правда, после известного землетрясения в 1667 году ее пришлось восстанавливать. Свой окончательный внешний вид церковь приобрела в 1722 году. Храм имеет 11 метров в высоту и построен в классическом византийском стиле.
Во времена наибольшего расцвета Пераста, моряки украсили церковь многими произведениями искусства, которые они привозили из своих путешествий. Здесь до сих пор хранятся многочисленные дары и сокровища тех времен, а 68 картин выставленных в залах церкви делают ее настоящей картинной галереей. В свое время, в работах по оформлению церкви принимал участие Трипо Коколя — один из лучших средневековых мастеров барочного стиля. Самая известная часть его работы — 10-метровая фреска «Смерть Богородицы».
Аббатство на острове Святого Георгия было построено в IX веке Остров на фото справа
Под началом Котора аббатство оставалось до 1634 года, после чего, как и вся Которская бухта, перешло под контроль венецианцев. В 1812 году остров был захвачен французами, но уже в 1814 году власть перешла к австрийцам. После освобождения Черногории от иностранной зависимости остров Святого Георгия вошел в ее состав.
На протяжении своей долгой истории остров и аббатство не раз становились участниками различных катаклизмов. Например, в 1535 году жители Пераста убили аббата Паскаля, назначенного сюда городским советом Котора. В 1571 году турецкий налетчик Карадоз почти полностью разрушил остров, заново восстановить храм удалось только в 1603 году. Природные катастрофы тоже коснулись этого места — 6 апреля 1667 года крупное землетрясение почти полностью разрушило все постройки аббатства.
Остров немного связан и с историей искусства. Живописец Беклим написал здесь картину «Остров мертвых», которая потом хранилась в бенедиктинском монастыре XVII века. А с XV века в аббатстве находятся картины которского художника Ловро Маринова Добричевича.
Ныне живописный остров Святого Георгия считается достопримечательностью Бока-Которской бухты, сюда часто приплывают туристы, а также рядом с островом делают остановку прогулочные корабль.
Посмотрим какие изменения коснулись самой посещаемой ныне Будве.
Стеван Кордич умело подобрал ракурс и точку съемки . Сколько судеб прошло этими тропами за эти 100 с небольшим лет? а за 1000???
Вот Будва времен недавней Югославии. Фото сделано за полгода до страшного землятрясения
Следующее фото переносит нас в Герцег-Нови.
1890 -2013
центральная площадь Герцег-Нови. Как обыватель очень жалко вырубленных деревьев. Зато почти не изменился порт Герцег-Нови
И еще фото этого города от Стевана Кордича от 1905 до 2013 года
Посмотрим на изменения в близлежащей от Герцег-Нови Зеленике и Кумборе с 1912 года
Дальше следует местечко Мельине
И на очереди Тиват с его береговой полосой и ныне действующем Порто-Монтенегро.
Еще Тиват с 1916 года
Продолжим экскурс в исторические дебри в следующем изыскании .Вскоре Котор и Луштица