Племенная организация в Черногории
Происхождение племен было медленным, так как они были основаны на кровном родстве. Это было наиболее важно для образования братств кланов , составляющих племя.
Братства также могут иметь разное происхождение, устная традиция привела к осознанию происхождения от одного предка. Второй фактор был экономико-географическим, так что у каждого племени была своя территория, которая была строго ограниченной и неприкосновенной и при необходимости защищалась вооруженной силой.
Территория племени совпадала с территориями княжеств , входившими в состав нахий.
Братство состояло из кланов. Каждый член семьи был равен всем остальным членам. Эта клановая демократия также была перенесена на родовой уровень.
Высшим органом племени было собрание , на которое каждый член племени мог или имел право присутствовать.
Хоры (собрания) решали все важные вопросы племенной жизни. Исполнительным органом был совет вождей племен, состоящий из принца, вождей братства, а иногда и наиболее знатных хозяев. Самые влиятельные лидеры были из самых сильных братств. Во главе племенной армии обычно стоял князь ( герцог), и все соплеменники были воинами.
Важной характеристикой всех племенных обществ, Брде и Герцеговине, были частые межплеменные конфликты. Причинами этих войн были кровная месть, присвоение или использование пастбищ и воды. Бедная страна и слаборазвитая экономика стали причиной особого явления, называемого četovanje .
Компании и частные лица также совершали набеги на чужие территории, набеги на чужую собственность и набеги на торговые караваны с целью грабежа. Таким образом, эта форма войны četovanje превратилась в отрасль экономики, что обычно вызывало реакцию турецкого государства, которое проводило карательные военные кампании.
Размах и длительная četovanje развили у черногорцев понимание, что četovanje — это подвиг, что это, по сути, борьба за свободу и независимость и что труд достойный воина. Все это оказало влияние на народные песни и вообще на устную традицию, что существенно повлияло на формирование сознания последующих поколений. Реальность в Черногории характеризовалась слабой общественной безопасностью и общей правовой неопределенностью.
Споры любого характера разрешаются братскими или племенными советами или собраниями в соответствии с обычным правом, но проблема заключается в исполнении судебных решений. Самым суровым наказанием было изгнание из племени и конфискация имущества.
Кровная месть в основном нарушала межплеменное согласие, но не до такой степени, чтобы преодолеть общий черногорский интерес и осознание однородного сообщества, которое укреплялось верой, языком, традициями и общей борьбой. Православная церковь, Цетинская митрополия, возглавляемая епископом, играла в этом вопросе важную интегрирующую роль.
Список племен и родов Черногории. Все роды ,племена и братства (bratstva)Черногории имеют разное происхождение, например древний клан Cvijić : Йован Cvijić (1865 — 1927) привлек 21 племя на территории Старой Черногории, 7 горных племен и 16 родов из Восточной Герцеговины, а так же 2 рода с побережья. Обратите внимание, что на территории современной Черногории состоит из нескольких исторических областей (Старая Черногория, горная и побережье), а также территорий, которые были добавлены в Черногорию сравнительно недавно (например, части того, что раньше было австрийской Герцеговиной). Старая Черногория в свою очередь разделена на четыре района — нахии (nahija). Ни одна из этих областей или районов не отражены в официальном территориальном деление современной Черногории. Надо отметить что в некоторые кланы входит и албанская составляющая.
Rijecka nahija
- Ceklin
- Ljubotinj
- Dobrsko Селе
- Kosjeri
- Građani
Katunska nahija (Катунь Область)
- Негуши
- Црноевич
- Ćeklići CEVO (Ozrinići, Kčevo)
- Velestovo
- Cuce
- Komani
- Bajice
- Дони Край
- Očinići
- Ugnje
- Zagarač
- Pješivci
Lješanska nahija
- Drazevina
- Градаца
- Buronje
Crmnička nahija (Црмницы)
- Подгорецкий
- Sotonići
- Dupilo
- Brceli
- У Gluhi
- Limljani
- Boljevići
Горные сербские кланы
- Vasojevići
- Bjelopavlici
- Piperi
- Кучи
- Bratonožići
- Moračani
- Rovčani
Племена и кланы Побережья
- Суторины
- Kruševice
- Кртоле
- Luštica
- Grbalj
- Паштровича
- Pobori
- ICI Mrko (JE)
- Vici
- Krivošije
- Грахово
- Rudine
- Bijele Nikšićke Rudine
- Oputne Rudine
- Bilećke Rudine
- Banjani
- Луково
- Nikšićka Жупе
- Поле Gornje
- Drobnjaci
- Uskoci
- Korito Drobnjačko
- Šaranci
- Пива
- Планина
- Жупе
- Gacko Gornje
- Гацко (Golija я Дуга)
- Доне Gacko
- Zupci
Сейчас рассмотрим основные народности среди черногорцев, которых в стране около 47%
Конечно это прежде всего, брдяне. «Брдо» по-сербски – это гора. Поэтому все славянские жители севера Черногории называли себя брдяне, то есть «горный народ». Культурно и традиционно привязаны к сербам из южных районов Сербии, многие из них до сих пор относят себя именно к сербам, а не к черногорцам. Формировались как народность при последовательном включении славянских племен в регион княжества Рашка, княжества Зета, в Сербское Королевство, в XI – XVII веках. Брдяне были крещены в XI веке вместе с жителями современной Сербии. После Вселенского собора 1054 года, окончательно разделившего христиан, брдяне отошли к православной конфессии. Самоназвание «брдяне» в настоящее время почти исчезло из обихода
Житель Рисана
Герцеговинцы. Жители Герцег Нови и его ареала, потомки подданных славянского герцога Стефана Косачи, с XIV – XVвеков вышедших с Герцеговиной к морю в городе Нови. Старое название города Святый Стефан, новое – Герцег Нови. Западный титул герцог, по которому получило название герцогство и народность, равен славянскому «воевода». Остатки средневековой Герцеговины в перипетиях истории разделены между Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Причем у последней державы приставка «Герцеговина» — это атавизм. Герцеговинцев в Боснии почти нет: жители страны боснийцы определяют свою национальность как бошняки, и даже в христианской части нынешней Боснии и Герцеговины, в Республике Сербской, народ определяет свою национальность как сербы, а не герцеговинцы. Герцеговинцы компактно остались только в Черногории. Они в свое время испытали влияние Венеции и Италии, но в меньшей степени, чем бокельцы. Герцеговинцы в основном православные. Самоназвание «герцеговинцы» используется редко, чаще при географической привязке к месту проживания
Бокельцы. Наиболее понятное название народности, это жители залива, Боки Которской, и всего прибрежного района, кроме ареала Герцег Нови. Формировались в ареале трех основных сильных средневековых городов Котора, Рисана, Пераста. Первые два из них вообще никогда не захватывались турками и восточного влияния на жителей избегли, ни культурной, ни генетической ассимиляции со стороны османов в этих городах не было. Именно стойкость бокельцев позволяет современным черногорцам утверждать, что Черногория никогда полностью не была под султанами. Культура бокельцев, вплоть до стиля национальных костюмов и музыки, испытала сильное влияние Венеции, «старшего брата» средневековых бокельских мореходов и торговцев. Бокельцы – давние и союзники, и соперники черногорцев. Внутри страны никогда не называют себя сербами, иногда — только в эмиграции (как многие белорусы и украинцы в эмиграции называют себя русскими). Бокельцы в подавляющем большинстве сейчас так же православные, тем не менее именно среди них в Черногории часто встречаются католики. Самоназвание используется активно, вплоть до полной самоидентификации по национальности (не черногорец, не серб, а бокелец).
Затем сами собственно черногорцы. Это жители побережья от Грбаля (долина рядом с Тиватом) до города Бар, и на север – до Подгорицы. Народ формировался в период создания средневековых княжества Зеты, Дуклянского королевства, в XV –XVIII веках. В трехсотлетний период формального пребывания под османской империей были
периоды безвластия на территории страны, когда среди черногорцев преобладала тенденция относить себя к сербам, или к черногорским сербам. Этому способствовала консолидация в антитурецкой освободительной борьбе племен Черногории и кнежевин Сербии (в Сербии кнежевина — аналог черногорскому племени).
Отзвуки этого можно найти в стихах великого черногорского поэта Владыки Петра II Петровича Негоша, который так же относил себя к черногорским сербам.
И все-таки, даже при всей стойкости бокельцев, за период первой (1918) и второй (1944) Югославией разделение на народности в значительной мере стерлось. Некоторые пожилые люди до сих пор с гордостью говорят: «Я югослав!», про народности вспоминают редко, тем более редко вспоминают об этом молодые люди. Но стоит перейти к племени – и вам с гордостью расскажут историю своего рода до 20 колена.
Были использованы материалы : veniamin-striga.livejournal